Положение о проведении оценки психологического здоровья учащихся.

21.10.2019

Положение о проведении оценки психологического здоровья учащихся.

 

Цель:

дать ориентировочную оценку психологического здоровья обучающихся.

Задачи: 1.Повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.

2.Содействовать гармоническому развитию личности.

Диагностику проводят: Непосредственно школьники, родители, классные руководители ежегодно.

 Анализируют результаты диагностики и отслеживают динамику, проводят индивидуальную работу со школьниками, родителями, педагогами классные руководители.

Для оценки психологического здоровья учащихся используются следующие анкеты: 1. Оценка напряженности (заполняет школьник 8-9кл.). 2. Шкала тревожности Сирса (заполняет классный руководитель). 3. Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша (заполняет школьник 7-9классов). 4. Карты наблюдений за состоянием и поведением школьников начальных классов: карта наблюдения за состоянием ребенка (заполняют родители); карта наблюдения за поведением ребенка в школе (заполняет классный руководитель). 5. комплексная анонимная анкета школьника старшеклассника (заполняют учащиеся 9 класса). 6. Карты наблюдений за состоянием т поведением школьников второй ступени (проводят одновременно родители, классный руководитель, социальный педагог). Анкета «Оценка напряженности» Анкета может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Школьникам раздаются листы с вопросами, а ответы они записывают на специальном бланке. Вопросы могут быть зачитаны вслух проводящим анкетирование психологом. Нежелательно, чтобы анкету проводил учитель данного класса. Возможны 3 варианта ответов на каждый вопрос: «да», «нет», «не знаю». Вопросы 1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности. 2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа. 3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах меня не сильно волнуют. 4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой или устным ответом, даже если я не уверен в своих силах. 5. Я захожу в класс, где принимают зачет или экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета. 6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса, заданного учителем после моего ответа. 7. Насмешки одноклассников не портят мое настроение. 8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы. 9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно. 10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что спланировал. 11. Мне трудно удается сосредоточить внимание на уроке. 12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня. 13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе или экзамене. 14. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны. 15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки». 16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе. 17. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя. 18. Неожиданный вопрос учителя чаще всего приводит меня в замешательство. 19. Меня сильно беспокоит мое положение в классе. 20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости. 21. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня. 22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед контрольной работой, зачетом и экзаменом. 23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала. 24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед классом. 25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня. 26. Во время выступления или ответа я от волнения могу начать заикаться. 27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий. 28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом. 29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние. 30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться. Обработка результатов За каждый из ответов «нет» на вопросы 1-10 и ответов «да» на вопросы 11-30 начисляется по одному баллу, за каждый ответ «не знаю» дается половина балла. Затем все баллы суммируются. Интерпретация результатов: • до 12 баллов - относительное благополучие; • 12-19 баллов - зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста; • 20 и более баллов - неблагополучие (повышенный уровень напряженности) необходима консультация специалиста. Наряду с оценкой напряженности важным показателем психологического здоровья школьников является уровень тревожности. Для его оценки могут быть использованы шкала тревожности Сирса и методика оценки школьных ситуаций Кондаша. Шкала тревожности Сирса Оценку в качестве эксперта проводит учитель или знающий данного учащегося психолог. Инструкция эксперту Оцените каждое утверждение одним из следующих баллов: 0 - признак отсутствует; 1 - признак слабо выражен; 2 - признак достаточно выражен; 3 - признак резко выражен. Утверждения 1. Обычно напряжен, скован. 2. Часто грызет ногти. 3. Легко пугается. 4. Плаксив. 5. Очень ко всему чувствителен. 6. Часто бывает агрессивным. 7. Обидчив. 8. Нетерпелив, не может ждать. 9. Легко краснеет или бледнеет. 10. Испытывает трудности с сосредоточением. 11. Суетлив. 12. Потеют руки. 13. При неожиданном задании с трудом включается в работу. 14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе. Оценка результата: до 20 баллов - низкий уровень тревожности; 20-30 баллов - средний уровень тревожности; более 30 баллов - высокий уровень тревожности. Примечание: сумма менее 4 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата. Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша Предназначена для учащихся 7-го и более старших классов. Инструкция учащемуся Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу: 0 - ситуация не волнует; 1 - ситуация волнует незначительно; 2 - ситуация достаточно волнует; 3 - ситуация очень сильно волнует. Ситуации 1. Ответ у доски. 2. Разговор с директором (завучем) школы. 3. Учитель решает, кого спросить. 4. Тебя критикуют и в чем-то упрекают взрослые. 5. Выполнение контрольной работы. 6. Учитель называет оценки за контрольную работу. 7. Ожидание родителей с родительского собрания. 8. Сдача экзамена. 9. Участие в соревнованиях, конкурсах. 10. Непонимание объяснений учителя. 11. Неожиданный вопрос учителя. 12. Не получается домашнее задание. 13. Принятие важного, ответственного решения. 14. Тебя критикуют товарищи, одноклассники. Оценка результата: до 20 баллов - низкий уровень тревожности; 20-30 баллов - средний уровень тревожности; более 30 баллов - высокий уровень тревожности. Примечание: сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата. Карты наблюдений за состоянием и поведением школьников начальных классов Формы таких карт разработаны в Центре образования и здоровья РАО для участников эксперимента по модернизации образования. Они заполняются родителями и учителями. Карта наблюдения за состоянием ребенка Эта карта заполняется родителями. Она позволяет выявить отклонения в психофизиологическом состоянии ребенка и определить «пограничные» нарушения здоровья по поведенческим реакциям. Перед тем как дать карту для заполнения родителям, необходимо объяснить им, что карта заполняется по результатам наблюдения за ребенком в течение недели. Дата _______________________ Фамилия, имя ребенка № школы и класс Возраст ребенка Критерии оценки: 0 - симптомы отсутствуют; 1 - слабо выражены, отмечаются изредка; 2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 - ярко выражены, наблюдаются практически постоянно. Показатели состояния0123 
12345 
1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не выспался; плохое общее самочувствие; болит живот, голова, горло и т.п.) 
2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей 
12345 
3. Возвращается из школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный 
4. Наблюдаются частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту 
5. К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть 
6. Сон беспокойный, с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей 
7. Отмечаются такие нарушения, как неконтролируемые подергивания век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч и т.п.), заикание, разного рода страхи (боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и др.) или навязчивости, «вредные привычки» (обкусывание ногтей, сосание пальца, «шмыгание» носом и т.п.) 
8. В домашних условиях характерны постоянная возбужденность, неспособность организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, постоянные капризы, споры, упрямство, неадекватные реакции на различные бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий, праздники) 
9. Очень болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя 
10. Отказывается от приготовления домашних заданий, «торгуется», ставит массу условий. Долго не может организовать себя, постоянно отвлекается, в связи с чем на приготовление домашних заданий уходит несколько часов. Не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требует постоянного контроля за своей деятельностью 
Суммарный балл 

Интерпретация результатов Если суммарный балл находится в пределах 0-15 - состояние ребенка не вызывает тревоги, он справляется с учебной нагрузкой, нет пе

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.10.2019

Дата обновления: 21.10.2019

Дата публикации: 21.10.2019

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.