Профориентация в школе

Программа профориентационной работы МБОУ Шиковской СШ на 2015 - 2016 уч.г

 

Цели:  организации работы по профориентации обучающихся – подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка труда Ульяновской области.  Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода

Задачи:  оказывать профориентационную поддержку обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;  формировать у обучающихся сознательное отношение к труду, способствовать их профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда Ульяновской области;  выработка гибкой системы взаимодействия на уровне среднего общего образования с образовательными организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также с предприятиями Ульяновской области.

Распределение функций в рамках реализации программы

Школьная администрация: 1. Координирующая деятельность 2. Методическая помощь учителям, помощь в работе учителями-предметниками, психологами. 3. Работа со СМИ: - объединять, координировать и направлять усилия педагогического коллектива по совершенствованию системы педагогического профиля; - планировать и организовывать общешкольные и внутришкольные мероприятия по профориентации; - организовывать профориентационную работу с родителями; - обобщать передовой опыт профориентационной работы и распространять его, организуя семинары по обмену опытом работы научно-практические конференции по проблемам профориентации.

Учителя-предметники и классные руководители: 1. Интегрированные уроки; 2. Внеклассные мероприятия: игры, викторины, конкурсы, экскурсии. 3. Встречи с интересными людьми, увлеченными своей профессией. 4. Создание профориентационных уголков в классе. Классный руководитель: 1. реализует комплексную профессиональную ориентацию в классе; 2. организует и координирует работу всех учителей-предметников по изучению, формированию и воспитанию личности школьника; 3. изучает с помощью различных методик личностные особенности, профессиональные интересы, способности и намерения каждого ученика; полученную информацию вместе со школьным психологом систематизирует , анализирует и заносит в карту личностных интересов и в картотеку; 4. вовлекает учеников согласно их интересам и способностям в различные внеклассные и внешкольные мероприятия; 5. уточняет семейные условия каждого ученика и выясняет мнение родителей о выборе их ребенком профессии; 6. формирует у школьников представления л своих возможностях и особенностях; 7. организует беседы о сознательном выборе профессии.

Каждый учитель-предметник: 1. осуществляет профессиональную ориентацию; 2. развивает и формирует психические, психологические и моральные качества, убеждения и мировоззрение учащихся; 3. изучает школьников и консультирует их по вопросам профориентации, выявляет интересы учащихся к определенным учебным предметам, дает рекомендации с целью развития этих интересов; 4. при изучении определенной учебной темы характеризует соответствующую отрасль экономики или культуры и связанные с ней профессии, рассказывает о работе известных специалистов, их успехах и достижениях; 5. привлекает учеников к занятиям в предметных, художественных и технических кружках и на факультативах для развития их интересов и склонностей; 6. проводит индивидуальные беседы, в которых выясняет проблемы, волнующие учеников, помогает советами; 7. помогает учащимися выбирать профессию или учебное заведение для продолжения образования.

Библиотекарь: 1. Профориентационные выставки (оформление стендов, тематическая подборка книг и др.) 2. Беседы. 3. Классные часы по профориентации. Направления деятельности в рамках реализации программ 1. Тестирование, диагностика Цель - определение интересов, склонностей, способностей, сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности. 2. Профессиональное просвещение

Цель - Ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями общества в квалификационных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения региональным рынком образовательных услуг, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, предоставление учащимся информации о профессиональных учебных заведениях. Включает в себя: • Публикация в средствах массовой информации; • Индивидуальные и групповые справочно-информационные консультации (лекции, беседы, профориентационные игры); • Семинары, направленные на ознакомление с наиболее перспективными востребованными профессиями на рынке труда; • Оформление справочно-информационных стендов; • Рейтинг вузов.

3. Профессиональное консультирование Цель - основная задача включается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения. Профессиональная консультация - это система мер, предназначенных для оказания действенной помощи в трудовом самоопределении подростков. Они является одним из важнейших компонентов системы профориентации, включающей целенаправленное общественное и психолого-педагогическое воздействие на молодежь при подготовке к сознательному выбору профессии, служит решению триединой задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор. Виды профконсультации: групповая и индивидуальная. Групповая может проводиться в различных формах тестирование, тренинг, лекция. Индивидуальная проводится в форме тестирования, которое можно разбить на следующие этапы: беседа, выбор теста, процесс тестирования, результат тестирования, обсуждение результатов и вопросы. 4. Тренинги личного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности, креативности. 5. Профессиональная адаптация. Ролевые, имитационные, профориентационные игры

Содержание и формы профориентационной работы

1. Профориентационная работа организуется с обучающимися на всем протяжении обучения в МБОУ Шиковской СШ.

2. В организации работы по ранней профориентации выделяются 4 этапа: 1 этап (1-4 класс), 2 этап (5-7 класс), 3 этап (8-9 класс), 4 этап (10-11 класс). 3. Формы организации профориентационной работы в МБОУ Шиковской СШ подразделяются на три группы: организационно-методическую деятельность, работу с обучающимися, работу с родителями.

3.1. Организационно-методическая деятельность включает в себя:  работу заместителя директора по воспитательной работе / координатора, ответственного за организацию профориентационной работы, по планировании и организации профориентационной работе с обучающимися.  методическую помощь учителям, изучение и обобщение опыта организации профориентационной работы.

3.2. Работа с обучающимися строится в соответствии с этапом профориентационной работы и может включать:

1 этап (1-4 кл.). Цель – формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую, понимание роли труда в жизни человека и общества, формирование добросовестного отношения к труду.

Формы работы: участие в утренниках, устных журналах, посвященных профессиональным праздникам; подготовка устных журналов о профессиях членов семьи; оформление альбомов «Люди разных профессий»; участие в дидактических и ролевых играх, имитирующих деятельность людей различных профессий; участие в экскурсиях на предприятиях; участие в общественно полезном труде.

2 этап (5-7 кл.). Цель – развитие у обучающихся потребности в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»). Формы работы: участие в мероприятиях, посвященных профессиональным праздникам; участие в деловых играх, профориентационных играх, играх-погружениях, играх-путешествиях, позволяющих подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире; участие в экскурсиях на предприятиях; участие в общественно полезном труде; освоение основ проектной деятельности; участие в диагностике предпочтительных типов и классов профессий; знакомство с учебным планом предпрофильного обучения для дальнейшего построения индивидуального образовательного маршрута. 3 этап (8-9 кл.).

Цель – групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Формы: участие в мероприятиях, посвященных профессиональным праздникам; знакомство с востребованными профессиями на рынке труда Ульяновской области и муниципального образования (в рамках предпрофильной подготовки, факультативных занятий, экскурсий, ролевых и деловых профориентационных игр); посещение уроков выбора профессий; освоение основ исследовательской деятельности; участие в предметных конкурсах и олимпиадах; посещение Дней открытых дверей учреждений среднего профессионального образования, профессиональных конкурсов, проводимых профессиональными образовательными организациями; работа в ученических трудовых бригадах; участие в анкетировании профессионального самоопределения; участие в диагностике профессиональных интересов и склонностей; ведение «Профориентационной тетради» (обучающиеся анализируют информацию о себе, о своих профессиональных возможностях, интересах, особенностях современного рынка труда, расширяют представления об учебных заведениях, о мире профессий); знакомство с профилями обучения для построения индивидуального образовательного маршрута; участие в экскурсиях на предприятия; участие в ролевых играх, имитирующих собеседование при трудоустройстве. 4 этап (10-11 кл.). Цель – формирование у обучающихся профориентационных компетентностей, коррекция образовательно-профессиональных планов, формирование у обучающихся личностного осознанного выбора направления образования. Формы: участие в мероприятиях, посвященных профессиональным праздникам; знакомство с востребованными профессиями на рынке труда Ульяновской области и муниципального образования (в рамках профильной подготовки, факультативных занятий, экскурсий, ролевых и деловых профориентационных игр); участие в анкетировании профессионального самоопределения; участие в диагностике профессиональных интересов и склонностей; ведение «Профориентационной тетради»; работа в ученических трудовых бригадах; трудоустройство в летнее время; участие в предметных конкурсах и олимпиадах; посещение Дней открытых дверей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, профессиональных конкурсов, проводимых профессиональными образовательными организациями; посещение занятий профильных школ (например, школы молодого журналиста / экономиста / молодёжной правовой академии и т.п.); участие в экскурсиях на предприятия; участие в ролевых играх, имитирующих собеседование при трудоустройстве

3.3. Работа с родителями включает следующие формы работы:  проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);  лектории для родителей;  индивидуальные беседы;  анкетирование родителей обучающихся;  привлечение родителей для выступлений перед обучающимися с беседами;  помощь родителей в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;  помощь родителей в организации экскурсий на предприятия. 4. Работа по профессиональной ориентации обучающихся строится с учётом выбранного обучающимся направления предпрофильного и профильного обучения, а также особенностей развития и сложившихся сфер социально-экономической деятельности Ульяновской области.

Система взаимодействия МБОУ Шиковской СШ с социальными партнерами С социальными партнерами подписаны договора и планы совместной деятельности

Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему социальных партнеров План совместной деятельности с предприятиями и учреждениями Мероприятия 1.Организация экскурсий на предприятия : –ФАП; –почтовые отделения; –администрация с. Шиковка; –пожарная часть; - СДК; - магазин; _-библиотека; 2.Встречи школьников с ветеранами труда, руководителями предприятий - единый классный час по профориентации.

3.Проведение совместных мероприятий, направленных на воспитание подрастающего поколения.

План совместной деятельности с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего профессионального образования. Цель: активизация работы по профориентации совместно с профессиональными учебными заведениями района и области. Заключены договора на совместную деятельность с Павловским Технологическим техникумом и УГПУ. Мероприятия: - прохождение студентами данных учебных заведений практики на базе МБОУ Шиковской СШ - проведение экскурсий - встречи с педагогами, выпускниками и студентами данных заведений. Профориентационные курсы. В соответствии с учебным планом в 9 классах проводятся элективные курсы по профориентации: «Макетирование русской деревянной архитектуры» «Культура поведения и общения»

План мероприятий для учащихся 1-11 класса У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, группы по интересам, и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

1 уровень. «Профессии моей семьи». 1-4 классы. 1. Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям. 2. Профориентационные минутки на уроках. 3. Конкурсы 4. Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие). 5. Встречи с родителями – представителями различных профессий. 6. Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции). 7. Конкурсы творческих работ. 8. Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете». 9. День профориентации. 10. Мониторинг профориентационной работы. У подростков(5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

2 уровень. «Я и профессии вокруг меня». 5-8 классы. 1. Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития. 2. Профориентационные минутки на уроках. 3. Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год). 4. Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы). 5. Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем». 6. Конкурсы 7. Экскурсии на предприятия и организации (1 в четверть). 8. Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций . 9. Знакомство с рынком труда 10. День профориентации. 11. Мониторинг профориентационной работы.

У школьников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

3 уровень. «Мир профессий». 9 классы. 1. Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития. 2. Профориентационные минутки на уроках. 3. Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год). 4. Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы). 5. Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем». 6. Конкурсы 7. Экскурсии на предприятия и организации (2 в четверть). 8. Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций . 9. Знакомство с рынком труда 10. Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по выбору). 11. Трудоустройство подростков. 12. Открытые дни в средних специальных учебных заведениях. 13. День профориентации. 14. Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы ОУ. 15. Мониторинг профориентационной работы. С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

4 уровень. «Я в мире профессий». 10-11 классы. 1. Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности. 2. Профориентационные минутки на уроках. 3. Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год). 4. Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы). 5. Интеллектуально-практический марафон «Будущее выбирает профессионалов». 6. Конкурсы ( 7. Экскурсии на предприятия и организации (2 в четверть). 8. Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций села, района, городов. 9. Знакомство с рынком труда в стране. 10. Профильное обучение (профильные предметы, элективные курсы, «индивидуальные маршруты движения»). 11. Социальные практики. 12. Дистанционное обучение. 13. Профессиональное обучение 14. Открытые дни, встречи с представителями, экскурсии в ВУЗы и Сузы. 15. День профориентации. 16. Довузовская подготовка. 17. Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях. 18. Мониторинг профориентационной работы.

План мероприятий с педагогическим коллективом школы • Система работы педагогов с выпускниками и школьниками Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.

Мероприятия: 1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности. 2.В план работы библиотеки, школьного музея включить работу по профориентации. 3.Проведение классных часов по теме: «Профориентация». 4.Проведение экскурсий на предприятиях и организациях села Шиковка 5.Профориентационные игры «Биржа труда», «Модель идеального города»и др. 6.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе» 7.Игра-дискуссия «Кто нужен нашему селу?» • Информационное обеспечение профориентационной деятельности Мероприятия: 1.Рубрика о рабочих профессиях и династиях в школьной газете «27-я и Я», на сайте школы. 2.Информационные бюллетени о профессиях, которые можно получить в г.Ульяновске 3.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться». 4.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса среди учащихся. • Оценка эффективности профориентационной работы Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе

Мероприятия: 1.Экспертиза планов воспитательной работы. 2.Экспертиза плана работы библиотеки. 3. Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство. 4.Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

План мероприятий с родителями  Цель: оказывать профориентационную поддержку обучающимся и родителям в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;  1.Проведение классных и общешкольных родительских собраний 2.Индивидуальные беседы 3.Приглашение на встречи «Лучший по профессии» 4.Участие в классных часах посвященных профориентационной работе План работы по профессиональной ориентации обучающихся МБОУ Шиковской СШ на 2015-2016 учебный год № п/п Наименование мероприятий Срок исполнения (периодичность) Ответственный 1. Организационные мероприятия 1. Мониторинг профессионального самоопределения выпускников 9, 11 классов сентябрь 2015 Зам. директора по УВР 2. Заключение договоров о сотрудничестве между общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования сентябрь-октябрь 2015 Директор школы 3. Мониторинг профессионального самоопределения обучающихся 9,11 классов декабрь 2015-январь 2016 Зам. директора по УВР 4. Обновление информации по профориентационной работе 1 раз в квартал Зам. директора по УВР  Обновление о банка данных о возможностях трудоустройства и профессионального обучения  Размещение информации на стендах «Куда пойти учиться? Куда пойти работать?» Зам. директора по УВР 5. Мониторинг результатов сдачи ЕГЭ Июль 2016 Зам. директора по УВР 6. Изготовление и распространение информационных материалов об организациях профессионального образования, образовательных организаций высшего образования В течение года Зам. директора по УВР 2. Проведение профориентационных акций 1. Организация экскурсий на предприятия с. Шиковка (6-8, 11 классы) сентябрь 2015 Зам. директора по УВР 2. Областной единый День профориентации Сентябрь 2015, март 2016 года Зам. директора по УВР 3. Акция «Осенний марафон» (8-11 классы): повышение престижа рабочих профессий, информирование обучающихся о состоянии и перспективах рынка труда, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, знакомство со структурой и основными функциями службы занятости Октябрь 2015 Классные руководители 4. Месячник профориентационной работы «Профориентационный марафон». Октябрь 2015 Зам. директора по УВР 5. «Путешествие в мир профессий» ( 1-4 классы): классные часы, экскурсии на предприятия, на которых работают родители обучающихся ноябрь 2015, март 2016 Классный руководитель 6. «Уроки успеха на предприятиях» (9,11 классы): экскурсии на предприятия1, встречи с успешными людьми и ветеранами предприятий февраль-март 2016 Зам. директора по УВР 7. «Есть такая профессия…»: проведение тематических экскурсий на предприятия1 (5-8,10 классы) апрель-май 2016 Зам. директора по УВР 8. Проведение Уроков профориентаций (1 – 11 класс) 1 раз в месяц в течение года Зам. директора по УВР

3. Проведение социально-значимых профориентационных мероприятий

1. День школьника: проведение экскурсий на предприятия, организация встреч с представителями предприятий Октябрь 2015 Классные руководители

2. Участие в областном конкурсе видеороликов, презентаций по повышению престижа рабочих профессий и технических специальностей Январь – март 2016 Зам. директора по УВР

3. Участие в областном конкурсе фотографий «Профессии будущего» Январь – март 2016 Ст. вожатая

4. Проведение предметных олимпиад и конкурсов исследовательских проектов (Приложения №3 и №4) 1. Олимпиада по физике Ноябрь 2015 Зам. директора по УВР 2. Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников ноябрь 2015 – февраль 2016 Зам. директора по УВР 3. Олимпиада по математике ноябрь, декабрь 2015, февраль 2016 Зам. директора по УВР 4. Олимпиады по информатике, русскому языку, истории, физике, физической культуре (теория), химии, иностранному языку, математике, обществознанию, биологии ноябрь, декабрь 2015 Зам. директора по УВР

5. Другие формы профориентационной работы 1. Организация и участие в мероприятиях в рамках работы профориентационных центров в течение года Зам. директора по УВР Ожидаемые результаты. - Формирование устойчивого интереса к обучению. - Обеспечение углубленного изучение отдельных общеобразовательных предметов. - Раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании по специальной подготовкой профессиональной деятельности. - Апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации. - Расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению

Директор школы: В.П.Крестинина

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.